Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:


Игры, игрушки, викторины, конкурсы, головоломки, развлечения, фокусы, сценарии праздников.

НОВОСТИ РУБРИК

История народной игрушки

В народных играх, в том числе детских, отражены образ жизни, занятия, традиции, и обычаи народа. Издавна в крестьянских семьях к игре относились так же серьезно, как и к другим сферам жизни. Процесс развития ребенка в игре надо рассматривать как процесс индивидуального развития в условиях конкретной среды, социальных контактов, форм обучения. Данные условия определялись традиционной культурой, особенностями традиционного воспитания детей.
Традиционная игровая культура и детская игра немыслимы без разнообразного игрового инвентаря.
В своих «Детских играх, преимущественно русских» Е.А. Покровский собрал и описал более 600 различных игр, из которых более 330 составляют игры с применением того или иного игрового инвентаря. Инвентарь этот очень различен: от обыкновенных камешков до целых сооружений, таких, как колесо (карусель на льду) или качели, требующих для своего изготовления и мастерства, и знания некоторых основ материалов и техники.
Самой первой игрушкой малыша была погремушка, считают многие исследователи. Г.Ш. Шлиман нашел детские погремушки в троянских раскопках, они были известны грекам, римлянам, существовали во времена Средневековья. Эпоха Возрождения и расцвет ювелирного искусства придали погремушке высокохудожественные формы чеканного серебра с фиалковым корнем на конце.
О русских погремушках дает подробные сведения Е.А. Покровский. По свидетельству ученого, игрушки эти называли шаркунами, гремушками, складушками, брякулками, брякушками, делали их из разного материала и разной формы. Их плели из бересты, щепы в виде куба или многогранника, вытачивали в виде шара, бочоночка, шести-, восьмиугольника из древесины, лепили из глины. Благодаря различным форме и материалу погремушки производили разнообразные звуки, что было очень привлекательно и познавательно для детей.
Примерно с двух лет у крестьянского ребенка появлялись игрушки, которыми он уже распоряжался самостоятельно. Были специально сделанные для детей игрушки. Изготавливая их, взрослые проявляли педагогический талант.
Погремушке родственна трещотка — игрушка, взятая из жизни: в различных странах трещотку использовали ночные сторожа. Музыкальной игрушкой была свистулька. Это одна из давно и повсеместно известных вещиц, превращающихся в умелых руках в интересный музыкальный инструмент. Свистульки могли быть в виде птиц, лошадей, собак, кошек, солдатиков. Особый, более сложный вид свистулек составляли так называемые соловьи, маленькие глиняные горшочки с просверленным носиком. В такой горшочек наливалась вода, и тогда при вдувании воздуха в носик получались забавные звуки.
В традиционном крестьянском быту существовали и другие самодельные звучащие игрушки. Интересно, что названия их отражают характер издаваемого звука. Например, фуркалка – продолговатая дощечка с двумя отверстиями, в которые продевались нити: при дергании двумя руками за скрученные, соединенные на концах нити пластинка вертелась и «фуркала». Большим успехом пользовалась жужжалка — короткая толстая закругленная палочка с кольцевой зарубкой посередине, где палочку перехватывает веревочная петля: при их взаимодействии и создавался своеобразный звуковой (шумовой) эффект.
Любимыми детскими забавами в Тульской, Московской и других губерниях были гармошки. Покровский перечисляет и такие музыкальные инструменты, как свистульки, дудки, сопелки, рожки, свирели, жалейки. Все эти музыкальные игрушки, по свидетельству многих исследователей, известные с давних времен, были очень близки местным народным инструментам. Сделанные из рога, дерева и глины, они знакомили детей с народной музыкой.
Ребенок всегда испытывает большую потребность в активных действиях, движении. Учитывая это, народная культура выработала целый ряд игрушек, обладающих эффектом движения. Мячи, скакалки, луки, наборы для бросания в цель помогали развитию физической силы и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, сообразительность, внимание, память, смелость. Эмоциональный тонус игры обеспечивал здоровый отдых. И сегодня игра в мяч — одно из любимых развлечений не только детей, но и взрослых. Но мы знаем от силы 10-15 игр с мячом («Штандер», «Вышибала» и др.), хотя русских народных игр в мяч насчитывается более 80.
Надо сказать, что мячи долгое время изготавливались вручную (резиновые мячи появились в русской деревне только в конце XIX века). Формы их поражали своим разнообразием: кроме классических шарообразных были мячи кубические и многогранные, с острыми и закругленными углами. Их шили из тряпок или кусочков кожи, выплетали из полос лыка, бересты, набивали льняной куделью, шерстью, мхом, волосом, нередко добавляя горошины или камешки, чтобы при бросании мяч «звучал». Особую ценность представляли скатанные мячи. Делались они гак: из овечьей или коровьей шерсти скатывали шар, периодически опуская его в кипяток, затем высушивали и снова скатывали — и так до полного уплотнения. И надо сказать, что такие мячи по легкости и упругости не уступали резиновым.
Волчки и машущие крыльями мельницы открывали детям тайны механики.
То, что игрушек было немного, приучало детей относиться к ним бережно (никогда в сельской семье не выбрасывались самодельные игрушки, они бережно хранились и передавались от старших к младшим). С 5-6 лет дети начинали мастерить игрушки сами. Подражая взрослым, учились владеть ножом, ножницами, рубанком, швейной иглой.
Особенно популярной была тряпичная кукла. Известная всем народам, эта игрушка имелась в каждой семье. Первую куколку обычно делали девочке взрослые — мама, бабушка, старшая сестра, потом — она сама. Рукоделие всегда поощрялось, так как развивало необходимые навыки шитья, вышивания.
В одежде кукол, их головных уборах обязательно отражались особенности, присущие конкретным возрастным группам. Так, взрослые строго следили, чтобы на кукле-девушке был и девичий кокошник, венок, чтобы она имела одну косу. Для куклы-женщины непременно шили кичку, женскую юбку, душегрейку. Кукольная невеста наряжалась в подвенечный наряд. Иногда во время игры разыгрывалось целое действие — свадьба, посиделки, сватовство, девичник. Причем такая игра сопровождалась пением, традиционным для того или иного времяпрепровождения. Интересно, что мужские образы в куклах встречались несравненно реже: кукольные наборы, по различным источникам, обычно были без «отцов», «сыновей», «братьев» и «дедушек».
Обращает на себя внимание такая очень распространенная особенность традиционной матерчатой куклы, как безликость. У очень многих народов существовало поверье: если у куклы будут глаза, рот, нос, в нее может вселиться душа, более того — в нее «перетечет» душа ребенка, играющего с такой куклой.
В антропоморфной кукле видели представителя иного мира. На этом основано двоякое отношение древних народов к театральной кукле (чувство опасности и благоговения). В безликости же традиционной куклы заключалась ее безвредность для ребенка. На эго древнейшее представление накладывались другие — эстетические, психологические. На месте лица создавался цветными нитками или тонкими ленточками яркий орнамент из перекрещивающихся полос, причем колористическое наполнение отвечало принятому в каждой местности представлению о красоте. С психологической точки зрения безликая кукла более приспособлена к игре, смене ролей, сильнее провоцирует фантазию ребенка, развивает его воображение, чем кукла, имеющая конкретное лицо.
Иногда куклой в руках матери или бабушки становился пучок травы, сложенный пополам и перетянутый в двух местах, чтобы обозначить голову и талию. Наденешь на такой пучок косынку, юбочку - вот тебе и кукла. Не всякая солома годилась для «танцующих» кукол: она должна была быть прочной, почти полированной, тогда расходящийся книзу пучок, на который надевалась юбка «до полу», позволял игрушке плавно двигаться, кружиться. Там, где выращивали кукурузу, в игрушки превращался початок: завернутый в тряпочку, он был похож на «младенца».
И все-таки наиболее распространенной в целом ряде районов России была деревянная игрушка. Матрешек и неваляшек изготавливали почти всегда из березы и липы. Из мягкой осины вырезали коней, медвежат, лосей, лисиц, необходимую упряжь, делали санки, телеги. Устраивали «охоту» с помощью самодельных ружей.
В игре дети воспроизводили почти все жизненные ситуации. Они играли в свадьбу, прием гостей, рождение младенца. Несомненно, это приобщало их к традиции, закладывало определенные моральные устои. Ведь изображая обряд, дети запоминали порядок его ведения, правильное использование вещей в том или ином ритуале, усваивали его словесно-музыкальную сторону; перенимая текст, мелодию от старших участников игры, ребята овладевали основным обрядовым репертуаром, манерой пения, запоминали традиционные выражения, отражающие представления о добре, красоте, справедливости. Тем самым, игрушки вводили маленького ребенка в большой мир. К «Народные сказки и народная игрушка, подобно каплям живой воды, вызывают к жизни те творческие семена, которые без этого могли бы пролежать бесплодными в душе ребенка» (Н.Д. Бартрам).

КАЧАНОВА Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией игры и игрушки ГУ Центр «Дошкольное детство» имени А.В. Запорожца, заместитель председателя Межрегиональной Общественной организации «Экспертиза для детей».

Журнал "Цветной мир" № 1 2009

You have no rights to post comments

НОВОСТИ РУБРИК

Яндекс.Метрика