Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:


Игры, игрушки, викторины, конкурсы, головоломки, развлечения, фокусы, сценарии праздников.

НОВОСТИ РУБРИК

Развитие игрушек и игрушечного производства на Западе и в России

Содержание материала

Дети и игрушки неразлучны: во все времена и решительно всюду, где жили люди, дети имели те или иные игрушки. Они стали неотъемлемой частью жизни, глаз привык к ним, как к чему-то обыденному. Этим, вероятно, объясняется, что история и психология, педогогика и искусство совсем недавно обратили внимание на игрушки, как на очень древний и сложный, по своему содержанию, материал по истории культуры. Изучение только начато, но уже раскрываются беспредельные перспективы, делающие понятным прошлое и указывающие пути в будущем. Интерес к игрушкам должен был народиться, потому что в конце XIX века вырос до огромных размеров интерес к ребенку. Психология детского возраста, разумеется, скоро усмотрела в игре и в игрушках самую большую загадку. Попытки разгадать ее сделаны в замечательной книге проф. Гросса: «Игры человека». Универсальное значение игры, как элемента первостепенной важности в жизни всякого живого существа, заставило проф. Гросса расширить свое исследование, результатом чего явилась другая его замечательная книга: «Игры животных». Обе книги надолго останутся исчерпывающим исследованием философской и психологической стороны игры.
Но в то же самое время, т.е. с половины XIX в., после того, как необычайное развитие путей сообщение, всякого рода интернациональные союзы, фабрикация вещей для международного рынка стали быстро уничтожать всякие национальные особенности, все местное, почвенное, — начинается интерес к народному элементу в современной культуре, в частности — к народному художественному творчеству. Этнография в короткое время сделала огромные успехи по собиранию материала и изучению народной речи и отдельных говоров, сказок, песен, верований — всех этих следов длинной цепи духовного роста; позже изучение народности захватило жилище и его формы (особенно богато изучены формы деревенского дома в Германии), предметы быта, мебель, одежду. Здесь изучение скоро обнаружило глубокую потребность народа в приложении примитивных форм искусства ко всем явлением своей жизни. Дом снаружи и внутри, все предметы обихода, по формам своим и по внешнему орнаменту, носят богатые следы заботливой, любовной художественной работы. Десятки провинциальных обществ в Германии, Франции, теперь и в Англии занимаются изучением местного народного искусства в его связи с историей, чужими влияниями; традициями и новыми веяниями, обычно идущими от соседних больших городов. История искусства — та, которая разрабатывается специалистами позже других наук, и, лишь, неохотно уступая энтузиазму любителей всего народного, стала заниматься народным искусством.
Одним из таких кладов народной красоты является народная игрушка — самобытная, еще нетронутая или неиспорченная влиянием городского образца, дешевого шика, стремление к мишурной роскоши. Исследование народной игрушки западной, а для нас — русской, есть исторически назревшая и неотложная задача, но на Западе, а тем паче у нас собранный для этой работы материал не может быть назван богатым.

"Конь" из Архангельской губернии. Коллекция Московского кустарного музея

"Зверь" из Архангельской губернии. Коллекция Московского кустарного музея

Но, кроме мест производства игрушек, есть и такие, где игрушки не были и не составляют сейчас предмета торговли, но где они делаются и делались взрослыми в свободное время, как дань любви к детям, еще больше — как веление инстинкта художественного творчества. И как раз в этих местах, как, например, показали чрезвычайно интересные игрушки, собранные летом 1910 г. Л. В. Костюковым для музея Александра III в Вологодской и Архан-гельской губерниях, игрушки так характерны для народной наблюдательности, юмора, для особенностей народной скульптуры. Отсутствие городов, отсутствие материальной выгоды у игрушечного мастера, сохранившийся в совершенной чистоте примитивный вкус северян, лишь изредка отражающий отдаленное соприкосновение с скандинавским миром, позволяют считать эти глухие северные игрушки важными документами в деле изучение народной игрушки. Но все эти материалы пока случайны, как придаток других этнографических коллекций. Надо еще пробудить интерес и найти средства к действительному обследованию игрушек нашей обширной родины.
Новые методы и посильное беспристрастное отношение к отдаленным народам, так называемым дикарям, дали этнографии в последние десятилетия неожиданные материалы. Жизнь «бескультурных», по выражению проф. Вейле, народов представляется нам теперь совсем иной, чем раньше. Между прочим, большое внимание обратила на себя одаренность многих дикарей в области рисования, их наблюдательность, их страсть к графической передаче всего окружающего. Но и пластика примитивного человека тоже говорит о неудержимой потребности творчества. В этой пластике немалое место занимают игрушки: на этих начальных и часто трудных ступенях культуры детей любят, о них заботятся, им дарят то, что и взрослым очень близко и дорого. И именно потому, что эти игрушки — прямое зеркало жизни взрослых, их верований, страстей, радостей, без всяких педагогических умствований, без вечного подчеркивания превосходства взрослых над детьми, они ценны для психолога, историка искусства и для того, кто задается практической задачей—внести живое начало в производство игрушек. Игрушки примитивных народов собраны в настоящее время в довольно значительном количестве в музеях Лондона, Берлина, Дрездена, Лейпцига, отчасти в этнографическом музее петербургской Академии Наук в отделе этнографии инородцев русского Севера. При всем том европейская литература не имеет ни одной монографии по культурной истории игрушек. Писательство в этой области все еще не идет дальше легковесных и напыщенных предрождественских очерков о детских забавах.

Французская кукла. Народная русская кукла из дерева.Японская кукла.

Современные куклы из коллекции Н.Д.Бартрам.

Предлагаемый очерк представляет попытку изложения главных этапов в судьбах игрушек. Очерк не имеет претензий ни на полноту ни на строгое научное освещение фактов. Источники недостаточно разработаны. Моя задача показать, что игрушка имела свои эпохи расцвета и эпохи упадка, что эти эпохи тесно связаны с общей историей вкуса, с характером прикладного искусства, с педагогическими тенденциями, наконец, с рынком — этим могущественным, грубым, циничным хозяином, для которого остроумие, вымысел, красота не имеют биржевой цены, а вместо этого есть одна цель: дешево купить — дорого продать. И так как рынок, международный рынок, есть явление новой культуры, XIX века по преимуществу, то история игрушек с конца ХѴП И века до конца XIX века показывает непрерывное качественное падение, и только на наших глазах начинается возрождение — в связи с указанным выше интересом и любовью к народному искусству, с одной стороны, и необычайным своеобразным возрождением прикладного искусства на Западе — с другой.
Наиболее интересным моментом являются история античных игрушек, средневековых французских и немецких, дорогих игрушек ХVII и XVIII вв., начало дешевых игрушек фабричного производства, фабрики XIX в. и, наконец, игрушки новые, художественные и кустарные последних лет.

Комментарии   

 
#1 Guest 31.03.2014 09:20
Комментарий был удален администратором
 
 
#2 Guest 18.04.2014 08:29
Комментарий был удален администратором
 
 
#3 Guest 25.04.2014 11:46
Комментарий был удален администратором
 
 
#4 Guest 28.04.2014 05:45
Комментарий был удален администратором
 
 
#5 Guest 08.05.2014 17:50
Комментарий был удален администратором
 
 
#6 Guest 09.05.2014 22:52
Комментарий был удален администратором
 
 
#7 Guest 11.05.2014 17:39
Комментарий был удален администратором
 
 
#8 Guest 12.05.2014 14:30
Комментарий был удален администратором
 
 
#9 Guest 13.05.2014 17:21
Комментарий был удален администратором
 

You have no rights to post comments

НОВОСТИ РУБРИК

Яндекс.Метрика