Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:


Игры, игрушки, викторины, конкурсы, головоломки, развлечения, фокусы, сценарии праздников.

НОВОСТИ РУБРИК

Украинская игрушка

Доброе дело утеха, коли делу не помеха

Украинские игрушки чрезвычайно разнообразны и красочны. Они знакомили ребенка с окружающим миром, трудовыми навыками, бытовой культурой. Игрушечных дел мастера делали их с теплотой и юмором, после чего они становились добрыми и верными друзьями детей. Игрушки мастерили из глины, дерева, ткани, а также из травы, соломы, кукурузы и других подручных материалов. Изготавливали даже съедобные игрушки, в которые можно было поиграть, а потом съесть.

 
Во что играли тысячу лет назад?

На территории Украины археологи находили игрушки с древнейших времен. В IV—III тыс. до н.э. в памятниках трипольской культуры встречались керамические женские статуэтки, разнообразные фигурки животных (овец, лошадей, быков и др.). Много-численные детские игрушки древних славян (деревянные лошадки, уточки, луки, мечи, свистульки), датированные X—XIII вв., найдены во время раскопок на Приднепровье. В Национальном музее истории Украины широко представлены игрушки XV—XVIII веков — миниатюрные горшки, кувшины, свистульки, фигурки животных. Со второй половины XIX века благодаря массовому производству игрушек, торговля вовсю идет на ярмарках. Расцвет кустарного игрушечного промысла приходится на конец XIX — начало XX века.

Украинская игрушка

Молодой с игрушками, а старый с подушками

На Украине игрушки сопровождали человека от колыбели до свадьбы и передавались по наследству. Погремушки изготавливали из маленьких тыкв с шариками внутри, которые обматывали для безопасности тканью. В народе считали, что помимо забавы звук погремушки отпугивает от детей злые силы. Глиняные свистульки в виде всадников, петушков, оленей, барашков были не только игрушками, но и защитниками от болезней. Наши предки верили, что достаточно родителям свистнуть в свистульку или заиграть на свирели в два-три тона, сказать «Пусть сглазы перейдут на того, кто их наслал», — и ребенок выздоравливал. Когда ребенок учился ходить, ему делали каталки, тележки. Для детей постарше мастерили игрушки, которые развивали координацию движений, — войлочные мячи, деревянные сабли, луки и стрелы, волчки. С ранних лет детей знакомили с предметами быта, которые пригодятся им в будущем. У них были маленькие лопатки, грабельки, миниатюрные лари, горшки, макитры, кружки и тарелочки.
Девочки-подростки играли с самодельными куколками, мальчики — с лошадками и солдатиками. Когда девушка выходила замуж, в ее приданом были куклы, которые могли передаваться от матери к дочери.

Глиняные игрушки

Глиняные игрушки традиционно делали в семьях гончаров и продавали на ярмарках. Профессиональные гончары изготавливали настоящую керамическую посуду для хозяйства, их жены и дети, чтобы обучиться ремеслу, тренировались на производстве игрушек. Когда у них хорошо получалось, игрушки выставляли на продажу. Часто гончары в качестве сдачи давали покупателю детские изделия , например игрушечную посуду. Она получила название «монетка».
Игрушки старались украсить замысловатым декоративным рисунком. Ассортимент глиняных игрушек был разнообразным: птицы — петухи, кукушки, индюки, жаворонки, утки; животные — лошади, олени, медведи, свиньи, козы. Нередко животных лепили в виде свистулек. Игрушки, изображающие зверей и птиц, как правило, опирались на народные фольклорные традиции. Петух в украинском фольклоре ассоциируется с солнцем, с весною и теплом. На его груди часто изображали солярный знак. Лошадь — это всегда друг и помощник хозяина. Свинья — знак богатства и достатка: «свинка — зо-лота щетинка». Олень — «дивный зверь — ветвистые рога»; коза — залог плодородия: «где коза ходит, там жито родит»; медведь — «господарь лесу» или «медведь-кузнец», по преданиям медведи были когда-то людьми; заяц — символ плодовитости.
Кроме того, из глины лепили характерные фигурки городских барышень или пана и пани, кумы, девчат, всадников на конях. Пана изображали хорошо одетым господином, пани — статной, гордой женщиной, часто с петушком в руках; кума — это комический образ полной приземистой женщины с короткой шеей и круглым лицом, девушка имела тонкую фигуру и благообразные черты лица.

Деревянные игрушки

Деревянные игрушки были разнообразны: волчки, мельницы, куклы, модели бытовых вещей, лошадки (коники на палке), а также музыкальные инструменты: деревянные свирели, пищики, трещотки. Широко известны и механические игрушки из дерева с двигающимися элементами — вырезанные фигурки попарно соединенных планками медведей, кузнецов, ткачей. Популярны были головоломки для детей — так называемые большая и малая мороки. Большая морока состояла из двух длинных и двенадцати коротких колышков, которые образовывали на основной оси три крестообразные конструкции, а малая состояла из четырех одинаковых колышков, связанных в крестик. Чтобы их разобрать, а потом сложить, необходимо было проявить смекалку и изобретательность.

Съедобные игрушки

Съедобные игрушки делали к календарным праздникам. На праздник, посвященный Сорока мученикам Севастийским (22 марта), выпекали жаворонков. На Рождество и Но-вый год — печенье в виде звездочек, солдатиков, коньков, бычков, свинок, которыми одаривали колядующих. На Гуцульщине игрушки делали из плавленого овечьего сыра. Это были сказочные олени, барашки, фантастические петушки, кузнечики. Они были известны и в других частях Украины. Такие фигурки были не только игрушками, но и лакомством.

Народные узловые куклы

Украинские народные куклы — ляльки — изготавливались из ткани, посредством ее скручивания и перевязывания. Обычно, изготавливая узловую куклу, говорили «не шить игрушку», а «крутить», «мотать», поэтому их иногда называют мотанки. Узловые куклы не имели рук и ног, у них не обозначали черты лица. Но обязательной их чертой был вы-шитый сакральный крест на лице. Он символизировал единение женского (горизонтальная полоса — земля) и мужского (вертикальная полоса — небо) начала. Узловые куклы делают и сегодня. Для этого берется кусочек белой ткани и какой-нибудь наполнитель, чтобы сформировать голову, после чего ткань перевязывается нитью. Свисающие концы ткани скручиваются и перевязываются нитками, имитирующими тело куклы и одежду. Из цветных лоскутков изготавливается понева, фартук, украшается грудь куклы. На голову накладывается конопля или нитки, имитирующие волосы, сверху надевается венок или специальный головной убор. Различны сюжеты узловых кукол. Это может быть мать с младенцем, символизирующая народный образ Богородицы. Княгиня — изготовленная из более красивой ткани кукла, символизирующая достаток. Помимо игровых задач такие куклы выполняли ритуальную функцию. Если ребенок болел, могли изготовить куклу, в которую вплетали беды, болезни и человеческие просьбы, а потом ее сжигали. Поэтому куклам никогда не рисовали лицо, чтобы они не были похожи на реальных людей. Узловые куклы широко использовали в свадебной обрядовой практике, например, молодым дарили куклу, изображающую жениха и невесту, или женскую куклу с многочисленными младенцами.
Первым собирателем народных кукол был священник Марк Грушевский (1865—1938), родственник известного украинского историка Михаила Грушевского. В 1904 году был опубликован его труд «Детские игрушки и игры всякие, собранные на Чигиринщине Киевской губернии». В настоящее время изготовление узловых кукол продолжается. Их можно увидеть на этнографических фестивалях и выставках.

Куклы из ткани

Предтечей кукол в национальных костюмах, так называемых этнографических, были куклы, которых называли одетые или «куклы из ткани».
У них, как правило, была деревянная основа, лицо из ткани с прорисованными чертами, руки и ноги. Они изображали мужчин и женщин. Сюжеты кукол были разнообразны — это молодички, пан и пани, сельские жители в крестьянских костюмах.

Куклы из ткани

Этнографические куклы

Куклы в этнографических украинских костюмах ассоциируются с героями произведений Н.В. Гоголя, в которых ярко и образно описаны красота, юмор и трудолюбие украинского народа. Их стали выпускать еще в конце XIX века. Широкого размаха их производство достигло в советское послевоенное время. Они демонстрировали интернациональную дружбу народов СССР. Этнографические куклы — это, как правило, девушка в вышитой рубахе и юбке с плахтой, на голове венок из цветов и лент, и парень в вышитой рубахе, шароварах, на голове может быть барашковая шапка. Часто они имеют имена, например, Наталка и Иванко. Они могут быть статичными куклами, а могут быть фигурками, выполняющими различные действия. Их могли делать из пластмассы, ткани, дерева. В настоящее время они в большинстве своем относятся к разряду сувенирных кукол. Игро-вые и обрядовые функции в них заметно снижены, этнические и эстетические усилены. Однако при всем этом они остаются куклами, которые среди игрушек занимают особое место и демонстрируют неповторимое своеобразие украинского народа, его национальную самобытность.

You have no rights to post comments

НОВОСТИ РУБРИК

Яндекс.Метрика