Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:


Игры, игрушки, викторины, конкурсы, головоломки, развлечения, фокусы, сценарии праздников.

НОВОСТИ РУБРИК

Игрушки у первобытных народов

Содержание материала

I.

Этнограф, посвятивший свои силы изучению игр и особенно игрушек у многочисленных народов земного шара, наталкивается на большое препятствие. Несмотря на количественно громадный материал по названному вопросу, особенно относительно народов Европы, собранные данные поражают отрывочностью и неполнотой. Две причины лежат в основе этого пробела в наших этнографических знаниях. С одной стороны, мир детей до последнего времени пользовался незаслуженным пренебрежением у исследователей малокультурных народов. Читая многие крупные труды этнографов, серьезных путешественников в страны отдаленных материков, можно подумать, что они не видели в посещенных областях детской жизни. Во всяком случае, они не заинтересовывались ею и, очевидно, считали недостойным внимания такие «пустяки», как детские игры, забавы и игрушки. Лишь за последнее время несколько этнографов-исследователей, напр., Kidd, Nieuwenhuis, Schultze, Th. Koch, Roth, Weule и др., подошли при изучении жизни малокультурных народов ближе к миру детей, умелым обращением привлекли к себе доверие темнокожей детворы, любовно раскрыли нам их радости и горести, их психологию, сближающие их с детьми всех стран света.
Кроме того, собирание материала по играм и игрушкам обставлено особыми трудностями. Исследователь чаще всего, говорит Вейле, имеет дело со взрослыми, а не с детьми; ему приходится каждый раз вызывать специальными вопросами их внимание к данной игре или игрушке. Далее, игры и игрушки меняются, смотря по времени года, как у народов цивилизованных, так и у малокультурных. Легко может поэтому ускользнуть от внимания путешественника сѵществование той или другой игры и игрушки. Устанавливать его приходится специальными расспросами. Надо считаться также с застенчивостью — чертой, характерной для детей всего мира. Не всякий исследователь обладает даром подходить к детям с лаской и любовью, привлечь их к себе. Иногда полезно прибегнуть и к военной хитрости. Кидд, например, спросил однажды в Натале у кучки шумно резвившихся детей, известна ли им игра с веревочкой (Fadenspiele. Cat's cradle — исполнение различных фигур при помощи связанной веревочки, надеваемой на пальцы). Они отозвались незнанием. Кидд показал им первую фигуру, потом отдал им веревочку. Они сказали, что не знают, что надо с ней делать, и вертели веревочку в руках. Тогда Кидд отвернулся и сделал вид, что не обращаешь на детей внимания. Дети, думая, что за ними не наблюдают, уселись за его спиной и начали накидывать и скидывать веревку с пальцев совершенно так же, как это делается европейскими детьми. Существование игры с веревочкой и в Натале было таким путем доказано.

Кафрские дети, играющие в верёвочку. Kidd, Savage Childhood.

Вейле, изучавший типы и распространение игрушек у племен одной части Восточной Африки, рекомендует этнографам-собирателям следующий, применявшийся им, прием. Желая сделать свой вопрос об игрушках ясным для туземцев, он проделывал движения, соответствующие употреблению данной игрушки. Это обыкновенно вызывало отклик и имело результатом появление в руках туземца соответствующего предмета. Далее, он прямо спрашивал о существовании всякой игрушки, употребительной у других народов земного шара: известны ли в данной местности куклы, кубари, волчки, детское оружие и пр., и таким путем выяснил с успехом игрушечное богатство посещенных им племен. Путь, указанный Вейле, — наиболее верный. Человечество в целом, очевидно, выработало определенное количество типов игр и игрушек. Как и в других областях культурной деятельности человека, и тут ярко проявляется единство человеческой психики на всем пространстве земного шара. «Ничто не заставляет так сильно чувствовать родство между европейцем и кафром, как наблюдение над играми детей, — пишет Кидд, с такою любовью изучивший детскую жизнь у племен Южной Африки. — Почти всякую игру, в которую мы играем в Европе, знают и кафры. Если бы черный мальчуган упал внезапно на пески в Маргэт, он мог бы принять участие в большинстве игр. Как бы ни классифицировались игры и игрушки, — одни и те же отделы и группы игр, типы игрушек мы встретим у различнейших народов земного шара.
Что такое игрушка? Росз определяет игрушки, как «предметы, изготовленные с специальною целью и имеющие ту особенность, что источник доставляемого ими удовольствия зависит от того вида движения, которое им можно сообщить». Мяч, кубарь, бумеранг сами по себе не являются источником удовольствия; забава и веселье начинаются с той минуты, когда их бросают, заставляют их вертеться, летать и т. д.
Но игрушка не только предмет, изготовленный с специальной целью доставить тем или иным путем забаву. В руках, обладающих живой фантазией детей, самые разнообразные, самые незначительные на иной взгляд предметы обращаются в игрушку. Как взрослый представитель малокультурной народности в предметах обычных: костях, раковинах, корнях деревьев и пр., находить черты, останавливающие его внимание, возбуждающие его религиозную мысль, приводящие его к магическим сближениям и аналогиям, — так ребенок на протяжении всего земного шара раздвигает произвольно рамки окружающего его мира, подмечает сходство, намек, улавливает их и творит себе из всего забаву, утеху и близкие сердцу предметы и существа. Кидд описываешь прелестные сцены, разыгрывающиеся в кафрской хижине в день появления на свет нового члена семьи. Не все имеют доступ к новорожденному — даже отец может войти к нему лишь по истечении определенного срока. Но маленьких детей зовут к матери показать нового братца или сестрицу. Дети обыкновенно выказывают к новорожденному необычайную нежность и ласку. Они целуют его, называют уменьшительными именами, от радости скачут пред ним, восхищаются крошечными пальчиками и т. д. Они засыпают его подарками — и для этого выворачивают свои сумки, в которых набиты их сокровища: куклы, глиняные волчки, красивые камешки и всякая всячина, представляющая для них огромную ценность. Камень, раковина, лист дерева или растения, цветок и пр. легко применяются к игре, служат особого рода забавами. В Квинслэнде, например, умеют посредством особого движения руки бросать в густой дым большого костра кусок коры, листок или раковину, так что они поднимаются вместе с дымом спиралеобразным движением. Игры в камешки широко распространены во многих разновидностях; хлопанье листьями, цветами и пр., употребление в качестве детских погремушек плодов известны у многих народов. У маленьких вадшаггов (Вост. Африка), по свидетельству одного исследователя, нет игрушек в собственном смысле слова; но они хитры на всевозможные выдумки и создают себе все новые игрушки. Они возьмут, например, среднюю твердую часть (нерв) бананового листа, сделают на нем двенадцать надрезов, поставят стоймя языкообразные части; затем быстро проводят ладонью по ним; язычки опускаются с громким треском. Или изготовят себе деревянную трубку длиною в 30 сант., шириною в 3 сант., положат в нее маленькие желтые плоды одного растения и быстро вдвинут в трубку деревянную палочку. От напора плоды лопаются с треском.

Мальчик из Квинсленда, изображающий эму. Roth, games etc.

Животный мир открывает особое широкое поприще детской игре. Существуют игры, в которых дети переряживаются животными, подражают их движениям. Так, в Квинслэнде дети надевают на себя плащ, выставляют из него одну руку вверх, изображая длинную шею и маленькую голову эму , а в другой руке, выставленной из-за плаща, держат пучок перьев, изображающих хвост. Купаясь, представляют акулу , подражая её движениям, и пр.. Подобные игры развивают в детях наблюдательность — свойство, ценное для будущих охотников. Стоит вспомнить, что представители малокультурных племен нередко применяют особый охотничий прием — переряживание животными, чтобы понять, что эта игра австралийских мальчиков близко стоит к серьезному проявлению жизни. Во многих местностях можно отметить особый вид игр с животными и насекомыми. Произнося известные слова, напевая известные песенки, дети заставляют будто бы насекомых или животных исполнять определенные действия. Так, у баронгов (Юго-Вост. Африка) девочки, у видав где-нибудь греющуюся ящерицу известного вида, становятся перед ней и, хлопая в ладоши, поют: «Большая ящерица, закинь, закинь назад голову!». И ящерица будто бы качает головой, все время, пока перед ней бьют в ладоши. Но, кроме того, животные служат иногда настоящими живыми игрушками. В Австралии дети ловят зверей: крысят, уоллоби и бандикутов, и держат их в своих жилищах, иногда привязывая их на ночь. В иных местностях детям дают играть с крысами, лягушками, игуанами, птицами, привязанными на веревке. Ловят также молодых змей, удаляют у них зубы и держат их в сосудах. Не всегда обладатели таких живых игрушек заботятся о них, и пленные животные умирают с голода. Но иногда подобная забава может быть первой ступенью к приручению животного Приручение же может, как известно, приводить к искусству одомашнения животных. В Квинслэнде единствен-ным домашним животным является динго. Известны случаи вскармливания щенят, принесенных из лесу, женщинами. Но прирученными можно считать в некоторых случаях и голубей и казуаров. У голубей выщипывают или срезают перья с хвоста, и они свободно гуляют на стоянке, поклевывая с земли съедобное. Молодых казуаров кормят; они ручнеют настолько, что следуют за туземцами в их перекочевках. Таким образом, здесь игра и забава соприкасаются тесно с серьезными сторонами жизни.

Комментарии   

 
#11 Guest 21.04.2014 23:00
Комментарий был удален администратором
 

You have no rights to post comments

НОВОСТИ РУБРИК

Яндекс.Метрика