Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:


Игры, игрушки, викторины, конкурсы, головоломки, развлечения, фокусы, сценарии праздников.

НОВОСТИ РУБРИК

Сергий Радонежский, игумен земли русской

Разноуровневая игра, знакомящая с духовными ценностями

«Творя память Преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, свой нравственный запас»
В.О. Ключевский

В рамках Московского городского Конкурса ученического творчества
«Игумен Земли Русской», посвященного 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.
Номинация «Проекты».
Тема «Жизнь и деятельность Сергия Радонежского».

Совместный проект ГБОУ ЦЭВД и ГБОУ ЦО «Школа № 345 им. Александра Сергеевича Пушкина» был разработан и осуществлен коллективом учащихся и преподавателей и получил на конкурсе 1 место. Проект представляет собой разноуровневую игру, которая позволила детям прикоснуться к духовному опыту эпохи Сергия Радонежского, погрузиться в далекий исторический период, задуматься о сложных вопросах мироздания. Результатом комплексного подхода стала возможность раскрыть различные исследовательские и творческие способности учащихся. Кроме обычной игры-викторины, проверившей знание материала, дети разрабатывали индивидуальные темы-проекты, требовавшие расширенной дополнительной подготовки. Также проводились репетиции по художественному чтению духовных текстов, изучение иконописи данного исторического периода и храмовых строений, связанных с именем Сергия Радонежского.

Этапы проектной деятельности

1. Подготовка «исходного» материала.
2. Разработка викторины и творческих вопросов, проработка материала - экскурсия, лекция, урок внеклассного чтения, самостоятельная подготовка учащихся.
Подготовка к игре. Дети - участники проекта - выбирали интересующие их задания из предложенных. Затем изучали вопросы по списку литературы и самостоятельно найденным источникам.
Экскурсия. В это же время учащиеся вместе с родителями и педагогами посетили Троице-Сергиеву лавру (школой была организована экскурсия, где дети узнали об истории Троице-Сергиевой лавры).
Дополнительные занятия. Был проведен дополнительный урок мировой художественной культуры, где была прочитала лекция по изобразительному искусству, на которой дети знакомились с азами иконописных канонов, была рекомендована к посещению Третьяковская галерея. Состоялся урок литературы «Житие Сергия Радонежского» (внеклассное чтение).
3. Проведение игры для учащихся девятых-десятых классов с презентацией творческих работ.
Игра состоялась приблизительно через месяц после начала работы над проектом. Участники викторины, построенной по принципу телевизионной «Своей игры», где учитывались не только знания, но и скорость реакции, отвечали на вопросы, связанные с житием Сергия Радонежского, а также представляли свои творческие работы.
4. Подведение итогов.
В результате работы дети осознали, что духовный опыт того времени помогает им в понимании событий современной жизни, в решении насущных проблем. В нашем мире, как высказывались участники проекта, многие духовные истины скрыты от нас, и гораздо легче их осознать на опыте далекого прошлого.
Сам факт приобщения к духовной культуре педагоги считают немаловажным в воспитательном процессе. Следует учесть, что дети, принимавшие участие в игре, - подростки, находящиеся на духовном перепутье, ищущие свою жизненную дорогу, желающие разобраться в нашем непростом мире.
Разноуровневость изучаемого материала (духовная и художественная литература, исследовательские материалы, книги по изобразительному искусству и интернет-ресурсы) и дифференцированный подход позволили детям глубоко проникнуть в сложную тему. Педагоги старались, чтобы тема духовных исканий вошла в «плоть и кровь» учащихся. Этой задаче способствовала доступность методов преподнесения материала, рассчитанных на живой отклик в душах детей. Надеемся, что заинтересованность и вовлеченность в творческий процесс исследования духовной жизни приведет их к более сложным изысканиям.

Вопросы игры-викторины:

1. Как звали первого биографа Сергия Радонежского? (Епифаний Премудрый)
2. Какое имя дали Радонежскому при крещении? (Варфоломей)
3. Где родился Варфоломей? (село Варницы близ Ростова)
4. Из какой семьи родом Варфоломей? (из семьи боярина Кирилла, служилого ростовских удельных князей)
5. В каком веке родился Варфоломей? (в начале XIV века, существуют разные версии — 1,3 или 9 мая, либо 25 августа 1313, 1314, 1318,1319 или 1322 г.)
6. Где обучался Варфоломей? (в церковной школе, попал туда в возрасте семи лет)
7. Около 1328 года семья Варфоломея переезжает. Куда? (в город Радонеж)
8. В каком возрасте Варфоломей решил постричься в монахи? (20
лет)
9. По какой причине он ждал иноческого пострига 2-3 года после принятия решения? (На его руках находились отец и мать, его братья жили отдельно своими семьями. Через 2-3 года родители умерли.)
10. Где он принял постриг и схиму? (Хотьково-Покровский монастырь в трех верстах от Радонежа)
11. Какую церковь он построил в 1335 году? (небольшая деревянная церковь во имя Святой Троицы, на месте которой сейчас стоит соборный храм во имя Святой Троицы)
12. С кем он начинал пустынножитие и религиозную деятельность? (с овдовевшим братом — иноком Стефаном)
13. По какой причине Стефан покинул брата и уехал в московский Богоявленский монастырь? (не выдержал слишком сурового и аскетичного образа жизни)
14. Сколько лет было Варфоломею, когда он призвал игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия? (23 года)
15. На что Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского и Пересвета? (Мамаево побоище)
16. По словам одного современника, Сергий Радонежский «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца. Кому предлагал подчиниться враждующим между собой князьям? (Великому князю Московскому Дмитрию Иоанновичу)
17. Ко времени какой битвы почти все русские князья признали главенство великого московского князя (благодаря усилиям Сергия Радонежского)? (Куликовская битва)
18. По другой версии благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского относится к другой битве. Какой? (На реке Воже 1378г)
19. После Куликовской битвы великий князь стал относиться с еще большим благоговением к Сергию Радонежскому, поэтому пригласил его в 1389 году скрепить — ЧТО? (Духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну)
20. Какие монастыри основал Сергий Радонежский? (пять: Троице- Сергиев, Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме)
21. Сколько обителей было основано его учениками? (40)
22. Какие чудеса совершал Сергий Радонежский? (Чудеса исцеления, воскрешение мальчика)
23. Какое Житие Сергия Радонежского является наиболее известным? (Написано его учеником Епифанием Премудрым, 1417-1418 гг. написания)
24. Сколько храмов и часовен в Москве посвящено Сергию? (67)
25. Сколько храмов и часовен в Московской области посвящено Сергию? (174)
26. В каких других областях России существуют храмы, посвященные Сергию Радонежскому? (Владимирская, Рязанская, Тульская, Калужская, Смоленская, Ярославская, Астраханская области и др.)

Вопросы, требующие индивидуальной подготовки:

1. Рассказ об апостоле Варфоломее
2. Рассказать, что такое иноческий постриг и схима?
3. Что такое аскетичный образ жизни?
4. Рассказ о Мамаевом побоище
5. Какие чудеса совершал Сергий Радонежский?
6. Рассказ об учениках Сергия Радонежского
7. Образ Сергия Радонежского в художественной литературе
8. Образ Сергия Радонежского в изобразительном искусстве
9. Рассказ о Куликовской битве Художественное чтение:
1. Отрывок «Видение отроку Варфоломею»
2. Отрывок «Преподобный Сергий Радонежский (Благословение)»
3. «Сказание о Мамаевом побоище»

Вопросы по изобразительному искусству (кроме первого задания, дети должны подготовить рассказ на определенную тему):

1. «Угадайка»: показываем иконы (на доске), дети должны назвать автора и желательно название иконы
2. Иконописцы: Олисей Гречин, Дионисий, Феофан Грек, Андрей
Рублев
3. Рассказ с иллюстрациями о храмах и часовнях Москвы, посвященных Сергию Радонежскому
4. Рассказ с иллюстрациями о храмах и часовнях, посвященных Сергию Радонежскому в других областях России

Литература:

Аверьянов К. Сергий Радонежский. Личность и эпоха. - М., 2006.
Борисов Н. И свеча бы не угасла... Исторический портрет Сергия Радонежского. М., Молодая гвардия, 1990.
Большая советская энциклопедия.
Большая биографическая энциклопедия Бородин С. Дмитрий Донской. - Л., 1942.
Брокгауз Ф., Ефрона И. Малый энциклопедический словарь: в 4-х тт. - М., 2003.
Древняя Русь. Вопросы медиевистики.- М., 2002,2003,2009.
http://www.magister.msk.ru/library/bible/hi9tory/tolstm01.htm
Ермаков А. Живой свет. Преподобный Сергий Радонежский и его значение
для русской культуры и просвещения. - М., 1909.
http://moloko.ruspole.info/node/31
Жизнь и чудеса преподобного Сергия Радонежского. - М., 1890.
Зайцев Б. Житие Сергия Радонежского. - М., 1991.
Ключевский В. Исторические портреты. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства. - М., 2000.
Никон, (иеромонах). Житие Сергия Радонежского. - 1900.
http://www.stsl.ru/lib/bookl/oglavlenie
Полное свод русских летописей: Т. 6 - СПб, 1853.
Граф Толстой М. Рассказы из истории русской церкви. - М., 1990.
Федотов Г. Святые Древней Руси. - М., 1997 Интернет-ресурсы.

You have no rights to post comments

НОВОСТИ РУБРИК

Яндекс.Метрика