Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:


Игры, игрушки, викторины, конкурсы, головоломки, развлечения, фокусы, сценарии праздников.

НОВОСТИ РУБРИК

Как проникнуть в сказку

Перелистываем страницы книги Г.Х. Андерсена «Снежная королева»
(беседа для учащихся младшего школьного возраста)

Занятие первое

Ведущий: Как вы думаете, готовилась ли я к нашей сегодняшней встрече? А что я, по-вашему, делала? Да то же самое, что и вы – читала замечательную сказку Г.Х. Андерсена «Снежная королева». Поднимите руку, кто читал сказку в первый раз? (Ответы детей) Как я вам завидую! А кто «Снежную королеву» перечитывал? Интересно, вы открыли в сказке что-нибудь новое? Увидели в ней что-то ранее незамеченное? ( Ответы детей)
Вот и я, читая сказку Андерсена, уже в который раз открывала в ней новые страницы. Нет, количество листов в книге осталось прежним, но слова звучали совсем по-иному. Давайте с вами сегодня поделимся своими открытиями, поговорим о том, что нас взволновало, обрадовало, над чем мы задумались.    
Ведущий: Итак, в одном большом городе жили двое детей – Кай и Герда. (На ширму прикрепляются фигурки героев). Расскажите об их жизни до появления Снежной королевы. (Дети рассказывают).
И вот однажды, когда дети рассматривали книжку с картинками, на больших башенных часах пробило пять.
- Ай! – вскрикнул вдруг Кай. – Меня кольнуло прямо в сердце, и что-то попало в глаз!  
Девочка обвила ручонкой его шею, он часто-часто моргал, но в глазу, казалось, ничего не было.
- Должно быть, выскочило, – сказал он.
Но в том и дело, что нет. В сердце и в глаз ему попали два осколка дьявольского зеркала. Бедняжка Кай! Теперь его сердце должно было превратиться в кусок льда! Боль в глазу и в сердце уже прошла, но сами осколки в них остались. Изменился ли Кай после того, что с ним случилось? (Ответы детей. При необходимости, нужно помочь детям вспомнить следующие примеры: когда Герда заплакала, он крикнул: «Фу, какая ты некрасивая!», цветы Кай называл гадкими, картинки в книжках ему больше не нравились).
То есть, какими стал видеть Кай людей и окружающие его предметы? (Ответы детей)
Ведущий: Действительно, некрасивыми, ему хотелось над всеми посмеяться, всех передразнивать, пугать. Так однажды он напугал и Герду, крикнув ей в самое ухо: «Мне позволили покататься на большой площади с другими мальчишками». Чем закончилась для мальчика эта веселая затея?  Как бы вы назвали случившееся с Каем во время катания на санках: исчезновением, похищением или чудом? Может быть, вы найдете другие слова? (Ответы детей)
Встреча Кая со Снежной королевой на площади была  первой? (Ответы детей) Нет. Когда же он ее увидел в первый раз? Вспомните, как развивались события дальше? Давайте прочитаем, как об этом говорит сказочник. (Читать отрывок из сказки со слов: «На другой день было ясно и морозно…» до слов: «Ах, какое чудесное стояло лето!»)
Ведущий:  Как вы думаете, почему после изображения Снежной королевы Андерсен рассказывает о приходе весны, лета, о ярком и ласковом солнце, красоте распустившихся роз? (Ответы детей)
Злая сила еще не проникла в героя, еще все хорошо, и мир полон тепла и красоты, чего нельзя сказать после второго появления Снежной королевы, когда Кай стал совсем другим.
Итак, Снежная королева увезла Кая из родного города. А что же было после этого с маленькой Гердой?
(Фигурка Кая снимается с ширмы, и дети рассказывают о жизни девочки)
Ведущий: Прошла зима, наступила весна, и Герда, уверенная в том, что Кай жив, отправляется на его поиски. Вспомните, кто поддерживал в ней эту надежду? (Солнце, ласточки, т. е. сила природы) Можно сказать, что солнце и ласточки – силы добра? (Ответы детей) Конечно.
И вот Герда отправляется в свое трудное путешествие. Впереди ее ждет много испытаний и встреч с разными героями. К кому она попадает в самом начале  пути? (Ответы детей. После ответа детей на ширму прикрепляется фигурка колдуньи) Андерсен называет ее колдуньей не злой. Почему? Можно ли сказать о ней «добрая колдунья»? (Дети должны понять, что слова «не злая» и «добрая» не одинакового значения)
Ведущий: Как вы думаете, похоже ли исчезновение Герды на исчезновение Кая? А есть ли общее в желании колдуньи и поступке Снежной королевы? А различия? (Высказывания детей необходимо обобщить)
Снежная королева и старушка похожи. Они обе заколдовали свои жертвы – Кая и Герду – одинаково, лишили их памяти, чтобы оставить себе. Обе жили одинаково: время не текло в их владениях. Эти владения, как два царства. Отличаются они лишь тем, что в царстве Снежной королевы всегда зимний холод, а в царстве старушки всегда тепло. Но в том и в другом  нет настоящей жизни. В них нет горя, страдания, но нет в них и любви, радости.
Ведущий: Мы с вами, ребята, так долго задержались в цветнике старушки и очень мало поговорили о Снежной королеве. Нарисуйте, пожалуйста, ее устный портрет. (Ответы детей) Повторите слова, которые чаще других звучали в ваших описаниях. Как видите, их не много. Так же четко и кратко описывает Снежную королеву и Андерсен. Мудрый сказочник не вдается в подробности, не задерживает наше внимание на красивой, но холодной и злой Снежной королеве. Почему? Потому, что зло примитивно, (объяснить детям значение этого слова) говорить о нем много бессмысленно, ему можно только противостоять, а уж победишь или  проиграешь, зависит от силы твоей души. У Герды была великая сила. Вспомните, кто из героев сказки сказал о девочке эти слова? (Ответ: Финка) Кто может нам  рассказать этот эпизод?
Рассказ детей: Олень попросил финку дать Герде такой  настой  из трав, который сделал бы  ее сильнее всех. На что она ему ответила: «Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать».
Ведущий: На этом мы с вами расстанемся с маленькой Гердой и другими героями сказки, но не надолго, лишь до следующей встречи. А сейчас у меня к вам есть одна просьба. Герда попадает в красивый цветник волшебницы. Каждый цветок в ее саду рассказывает девочке свою историю. Подумайте, какого цветка там нет? Нарисуйте его и придумайте ему историю. Может быть, тогда и у нас расцветет свой волшебный сад с говорящими цветами. Творческих вам успехов!
                             
Занятие второе

Ведущий: Поднимите, пожалуйста, руку, кто ждал сегодняшней встречи. Как мне приятно! Скажите, о чем бы вам хотелось сейчас поговорить? (Ответы детей) В таком случае, не будем терять время, тем более, нас давно ждет одна героиня из сказки «Снежная королева». Узнаете? (На ширму прикрепляется фигурка маленькой разбойницы) Конечно, это маленькая разбойница. Как вы к ней относитесь? Какая она? (Ответы детей)
Давайте вспомним, что о ней говорит Андерсен, когда героиня впервые появляется на страницах книги: «Маленькая разбойница была ростом с Герду, но сильнее, шире в плечах и гораздо смуглее. Глаза у нее были совсем черные, но какие-то печальные. Она обняла Герду и сказала: «Они тебя не убьют, пока я не рассержусь на тебя. Ты, верно, принцесса?»
Ведущий: Проходит совсем немного времени, и маленькая разбойница говорит другую фразу: «Они тебя не убьют, даже если я и рассержусь на тебя». Что же произошло между этими двумя репликами, и почему маленькая разбойница изменила свое решение? (Ответы детей). Действительно, она узнала, что Герда не принцесса, а бедная и одинокая девочка, отправившаяся на поиски названного братца.
И все-таки многие из вас, говоря о маленькой разбойнице, произносили слово «злая». Но почему же тогда эта злая девочка помогает Герде и отпускает ее, тогда как не злая волшебница, наоборот, заколдовала Герду, решив оставить ее у себя? (Ответы детей). А кто из вас обратил внимание на то, почему маленькая разбойница оставила себе муфточку Герды? (При необходимости нужно заострить внимание детей на том, что муфточка привлекает разбойницу не потому, что она дорогая, а потому, что она «хорошенькая, мягкая и теплая»).
Ведущий: О чем это говорит? Может быть, о том, что маленькая разбойница добрая и отзывчивая. А беда ее в том, что окружают девочку грубые и жестокие люди, среди которых она растет. Ее никто не учит ничему хорошему. До нее просто никому нет дела. Среди десятков разбойников она одинока. Скажите, кого она считала своими друзьями до появления Герды? (Ответы детей: Голубей и оленя) На первый взгляд, кажется, что она жестоко обращается с ними. Голубей держит взаперти. Но почему? (Ответы детей: Потому что они улетят) Олень привязан к стене, на шее  у него ошейник. Почему? (Ответы детей: Иначе убежит) С кем тогда останется девочка? Да, снова одна.
Поэтому она очень боится друзей потерять, а то, что их можно удержать любовью, маленькая разбойница не знает. Никто и никогда не учил девочку проявлять свою любовь, ласку, заботу. Никто и никогда не говорил ей о том, что любовь удерживает друзей гораздо надежнее любых цепей и веревок.
Как вы  думаете, мог ли осколок зеркала попасть в сердце маленькой разбойницы?  (Предположения детей). Мне тоже кажется, что не мог.   Причина ее грубости и жестокости совсем в другом. Мы с вами только что говорили об этом. А еще в том, что девочку специально баловали.  Помните, как говорила мама маленькой разбойницы: «Если детей баловать, из них вырастут настоящие разбойники». Но маленькая разбойница только с виду жестокая, а душа у нее добрая. Я думаю, что когда она вырастет, то, наверное, уйдет от разбойников. Вы согласны со мной? (Ответы детей)
Ведущий: А между тем, счастливый конец истории совсем близок. Очень скоро Герда одержит победу в борьбе за Кая. Как вы думаете, почему ей это удалось? (Ответы детей)
Потому что Герда искренне верила в необходимость спасения Кая. Она готова ради этого пойти на любые трудности, любые испытания. Благодаря чему, ребята, Герде удалось растопить замерзшую душу Кая? (Ответы детей) Давайте вспомним, каким было первое мгновение возвращения прежнего Кая: «Кай узнал Герду и обрадовался: «Герда! Милая Герда! Где же это ты была так долго? Где был я сам? – И он оглянулся вокруг. – Как здесь холодно, пустынно!» И он крепко прижался к Герде».
Итак, все закончилось хорошо. И я сейчас хочу задать вам очень непростой вопрос, но, думаю, вы сможете на него ответить. Андерсен ставит своих героев перед трудным выбором. Если бы Кай остался у Снежной королевы, он мог бы стать господином ее владений. Герда, оставшись у старушки, умеющей колдовать, всегда бы жила в царстве лета и красоты. Но они оба уходят. Почему? (При необходимости нужно помочь детям наводящими вопросами дать правильный ответ)
 Ведущий: Молодцы! Вы все поняли правильно. И вот, наконец, Кай и Герда после стольких испытаний и трудностей торопятся домой, им не терпится скорее увидеть бабушку.
 (Читать сказку со слов «Они поднялись по знакомой лестнице…» и до конца)
И снова у меня к вам вопрос. Расставаясь со своими героями, Андерсен называет их взрослыми, но детьми сердцем и душой. А между тем, если мы внимательно проследим за временным отрезком, то с момента исчезновения Кая до его освобождения прошло не более полутора лет. Так ли уж сильно дети успели повзрослеть за это время? Но ведь они действительно переступили порог своего дома совершенно другими, взрослыми людьми. Что вы об этом думаете? (Ответы детей)
 (После высказываний детей библиотекарю необходимо подвести итог)
Ведущий: Человек становится взрослее не только путем роста в высоту. Пережитые волнения и переживания за близких людей непременно делают любого человека взрослее и мудрее, независимо от возраста.
В сказке Г. Х. Андерсена, как в реальной жизни, есть свет и тьма, слезы и смех, радость и страдания. Есть все, что выпадает на долю человека, когда  он идет путем любви, путем спасения ближнего своего. Поэтому герои сказки так быстро стали взрослыми.
И в заключение нашего с вами такого долгого разговора о сказке Андерсена «Снежная королева» мне хочется сказать вам следующее: «Мало сохранить веру в добро. Обязательно надо пытаться одолеть зло в себе, в других, в мире вокруг, даже если тебе всего 10, 9, 8, 7 лет. И еще – прислушайтесь к себе: нет ли у вас, хотя бы совсем крошечного,  злого осколка в глазу или в сердце? Не расстраивайтесь, это я спросила на всякий случай, у вас, конечно, нет осколков зеркала бессердечной Снежной королевы, я уверена! Но будьте начеку, осколок всегда может проникнуть в сердце: и в детское, и во взрослое. И если случится с кем-то такое несчастье, помните, что этого человека можно спасти. Для этого надо его очень- очень  любить и верить, что он станет хорошим и добрым.

You have no rights to post comments

НОВОСТИ РУБРИК

Яндекс.Метрика