Наша кнопка

Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:


Игры, игрушки, викторины, конкурсы, головоломки, развлечения, фокусы, сценарии праздников.

НОВОСТИ РУБРИК

Что наша жизнь? Игра!

 - Ваня, оторвись от планшета, иди обедать!
 - Я не Ваня, я Джек, и мне не нужен суп, потому что я ем мозги зомби.
 - Господи, да откуда ты набрался этой ерунды?!
 - Ну, мама, зомби едят людей, а людям в нашей стране есть нечего, значит, мы едим зомби.
Этот диалог не придуман, а услышан. Ване 6 лет, он очень любит играть в те же игры, что и папа. Папе нравятся игры, где можно кого-нибудь «замочить», и чтобы кровищи побольше. Мама играми не увлекается вообще и старается не вникать, во что они там играют. Ни папа, ни мама не видят связи между тем, что полгода назад они подарили сыну планшет, и тем, что последние полгода Ваня стал плохо спать (снятся кошмары), бояться темноты и довольно агрессивно себя вести по отношению к ребятам в саду. Почему же появление планшета, используемого только для игр примерно 3 часа каждый день, так плохо повлияло на мальчика и совсем не повлияло на папу?
Мифы нашей мысли

Мышление и восприятие реальности у детей и взрослых очень отличаются. Дошкольникам и младшим школьникам присуще так называемое «мифологическое мышление». Взрослые опираются на свой опыт, на знания, полученные в течение всей жизни. Ребёнок только открывает этот мир. Папа Вани знает, что зомби не существует, что эта игра - продукт творчества людей, которые собрались где-то и придумали её. А ребёнок ничего этого не знает. И в силу того самого мифологического мышления для него всё, что он видит, существует! А когда то, что он видит, в глубине души его пугает, он начинает опасаться: если это существует на экране, то оно есть и где-то ещё. Значит, и в его дом это страшное тоже вполне может прийти. И это я вам рассказываю логично, по-взрослому. Дети так не мыслят. Они начинают ощущать тревогу и никак не связывают её с игрой. И, когда наступает ночь, бегут в кровать к маме с папой. И бесполезно доказывать, что никого нет в их комнате - для них кто-то там есть.

Эффект присутствия

Ещё одну особенность нашего восприятия определяют «зеркальные нейроны». Их открыли в 70-80-х годах XX века. Следствием одного из свойств этих нейронов является наша способность синхронизировать свои действия с действиями других людей. То есть, когда мы смотрим фильм или играем в игру с анимацией, максимально приближенной к реальному человеческому телу, активизируются все нейронные цепочки, отвечающие за движение. Как будто наше тело проделывает все те движения, которые происходят на экране.
Но в реальности-то этого не происходит! Когда человек в реальной жизни пошёл на тренировку и помахал мечом, он, во-первых, никого не убил, а во-вторых, разрядил накопившееся эмоциональное и физическое напряжение. Успокоился и пошёл домой. А здесь обратный эффект. Только вдумайтесь: ребёнок, играющий в реалистично сделанные игры с кровавыми подробностями, по двигательно-эмоциональному ощущению и активации нервной системы УБИВАЕТ, и не единожды. Только вот раз-рядки напряжения при этом не происходит. Наоборот, оно только нарастает. Все эти не сделанные в реальности движения рвутся на волю. И разумному контролю сложно сдерживать их. Именно поэтому Ваня стал вдвое чаще ввязываться в драки. А квинтэссенцией такого неразряженного напряжения становятся случаи, к сожалению, всё чаще происходящие во всём мире: когда дети берут в руки настоящее оружие и делают по отношению к окружающим всё то, во что играли.

Игры и... игры

Ведущей деятельностью (той, в которой формируется и развивается лучше всего психика ребёнка) до 6-7 лет является ролевая игра. И многие взрослые думают, что разницы между игрой на компьютере и ролевой игрой нет. Но это не так! В ролевой игре сюжет придумывается ребёнком. Это способствует и развитию воображения, и отыгрыванию, проживанию накопившихся за день проблем и эмоций. Кстати, о воображении. Есть такое понятие в психологии - сенситивный период. Это время, наиболее благоприятное для развития какого-либо качества личности. Если оно упущено, то это качество либо не развивается совсем, либо формируется с большим трудом. Так вот, для воображения это как раз возраст 5-6,5 лет.
Игра на компьютере - в большинстве своём готовый продукт воображения авторов игры. И он ни в коей мере не способствует развитию воображения ребёнка. Сюжет задан жёстко. В отличие от ролевых игр, которые часто начинаются с войны (в случае скопившихся за день негативных эмоций), но потом обычно перетекают в мирное взаимодействие, в стрелялке на компьютере враги остаются врагами и явно не трансформируются ни во что хорошее и мирное. То есть естественного снижения активации нервной системы не происходит. Наоборот, сплошное её нарастание. Отсюда очень распространённое явление: чем дольше ребёнок сидит и играет за компьютером, тем больше вероятность, что потом он закатит истерику или будет буквально носиться по потолку и, конечно же, плохо засыпать и беспокойно спать.
Для детей 7-11 лет ведущей деятельностью становится учёба. Или овладение навыками, которыми можно гордиться. Иногда с учёбой всё происходит не так гладко, как хотелось бы, и тогда достижения в игре часто воспринимаются ребёнком как хоть что-то, чем он гордиться может: «Я прошёл 4 уровня, убил всех монстров, построил 6 государств!» Очень часто предпосылкой к дальнейшей игромании становится именно это противоречие. В игровом мире я герой, а в реальном никто. И тогда зачем вообще сюда возвращаться?
Надеюсь, после ознакомления с этими особенностями детской психики становится понятно, из чего складываются рекомендации для родителей, исходящие от врачей и психологов. Давайте ещё раз их повторим:
Время, проведённое за компьютерной игрой, должно быть ограничено - от 20 до 40 минут.
Желательно исключить игры, связанные с явными убийствами, кражами, драками, сделанными в реалистическом жанре.
Старайтесь подбирать игры, способствующие развитию воображения и мышления. Многие компании, например, Disney, специализируются на создании именно таких игр.
В жизни ребёнка до 8 лет обязательно должна присутствовать ролевая игра с игрушками, друзьями или родителями. Именно в ней лучше всего сбрасывается напряжение и развивается воображение.
В жизни ребёнка 7-11 лет обязательно должны присутствовать реальные поводы для гордости, уважения окружающих и самоуважения. Тогда ему незачем будет улетать в виртуальные миры.
Если в жизни ребёнка уже появился компьютер (планшет) - пусть он не будет только игровой приставкой, а используется и для других целей.

Светлана Смирнова, детский психолог

You have no rights to post comments

НОВОСТИ РУБРИК

Яндекс.Метрика